|
| | |
|
Беседа о детской интернет - зависимости
Лечить причину, а не следствие
Надежда АГЕЕВА, психолог-консультант лаборатории психодиагностики Международного независимого эколого-политологического университета. Специализируется на проблемах интернет-зависимости.
– Надежда, насколько серьезна проблема игровой зависимости? Сравнима ли она, к примеру, с проблемами наркомании, алкоголизма? Или угроза, мягко скажем, преувеличена?
– Прежде всего, скажу, что серьезность этой проблемы растет с каждым годом. Сами судите – технический прогресс остановить невозможно. Компьютер, хотим мы того или нет, прочно вошел в нашу жизнь. А значит, в нее вошли и те угрозы, которые он неизбежно несет. Вот лишь несколько фактов.
189 миллионов интернет-пользователей США, по сведениям New York Times, страдают от компьютерной зависимости. В Финляндии людей, больных интернет-зависимостью, не берут в армию. Организация Smith & Jones Addiction Consultants, занимающаяся лечением алкоголизма и наркомании, собирается открыть в Европе клинику для лечения игровой зависимости. Эта клиника станет вторым заведением такого рода. В Китае клиника для лечения игровой и интернет-зависимости открылась еще в 2005 году.
Мне кажется, эти факты говорят сами за себя. Да, конечно, пока масштабы игромании не сравнимы с масштабами наркомании и алкоголизма, но тенденция налицо.
– А можно ли разделить компьютерные игры на более и менее вредные, исходя из критерия психического здоровья?
– Хотя исследования на эту тему и не проводились, но логично предположить, что игры, в которых играющий отождествляет себя с героем, значительно глубже проникают в психику. С другой стороны, можно так же самозабвенно “резаться” в тетрис, но здесь уже держит не зависимость, а, скорее, игровой азарт. Вспомним феномен “пингвина”. Примитивная игрушка, суть которой сводилась к тому, чтобы ударом дубины зашвырнуть пингвина как можно дальше. Огромное количество людей, работающих в офисах за компьютером или имеющих доступ к компьютеру, бросали работу и неделями пинали пингвина. Если перевести эти игры в человеко/часы и посчитать затраты, то ущерб от игрушки выйдет больше, чем от самой мощной диверсии.
– Но могут ли компьютерные игры при каких-то условиях быть полезными для развития детей и подростков? Или они однозначно вредны, и вопрос лишь в степени этого вреда?
– Могут. Есть масса прекрасных обучающих и развивающих программ, да и любая игрушка развивает определенные навыки. Хорошая игрушка может воспитывать, учить чему-то. Например, есть игры, в которых маленькие дети знакомятся с православным храмом, с его архитектурой, убранством. Кстати, на одну такую игру в “Фоме” была рецензия. По сути, это не столько игры, сколько обучающие программы, использующие игровые элементы. Так что польза, безусловно, возможна. Даже змеиный яд в малых дозах – лекарство, а в больших – смерть. Но здесь важно чувство меры.
С точки зрения медицины, все это совершенно безвредно до тех пор, пока не угрожает здоровью физическому либо психическому.
Для психического здоровья самая большая опасность компьютерных игр заключается в возникновении зависимости. Компьютерные игры являются уходом от реальности. Полностью погружаясь в игру и достигая в ней определенных успехов, человек реализует таким образом (виртуально) большую часть имеющихся потребностей и игнорирует остальные.
– Существуют ли методы избавления от игровой зависимости?
– Говорить об эффективных, “стопроцентных” распространенных методах лечения пока рано. Здесь ведь все упирается в мотивацию пациента, в серьезность его желания избавиться от своей зависимости – а мотивацию чисто медицинскими методами не изменить.
Решительно и сразу отказываться от компьютера не нужно, да и невозможно в наши дни. Компьютерная грамотность необходима на любом рабочем месте. Даже биржа труда уже предлагает бесплатные компьютерные курсы для всех желающих. Нужно в первую очередь научиться смотреть на компьютер как на инструмент, а не как на заменитель реальности. А это самая тяжелая задача, и без квалифицированной помощи тут не обойтись.
Ведь компьютер заменяет “геймерам” реальный мир, их реальное Я – на виртуальное, придуманное. Это уход от страхов и проблем, которые окружают зависимого человека. Тут надо разбираться, почему именно человек ушел в другую реальность. Неуверенность ли в себе, неумение общаться с другими людьми, конфликты – есть масса предпосылок. И психологу в первую очередь надо устранить причину, а потом уже следствие.
И, наконец, скажу о том, что во многих случаях детской игровой зависимости работать нужно в первую очередь с родителями. Зачастую ребенок потому так самозабвенно погружается в мир компьютерных игр, что ему не хватает родительской любви, родительского внимания. Родителям следует пересмотреть свой образ жизни и отношение к ребенку. Пока этого не произойдет, психолог ничем помочь не сможет.
Священник Игорь ФОМИН: Любовь не направляют в пустоту
– Отец Игорь, Вам приходилось общаться с людьми, которые фанатично увлекаются компьютерными играми?
– Конечно, приходилось. В основном, это люди молодые, которые всю свою присущую возрасту энергию, все силы души тратили на игры. Доходило до смешного. К примеру, один мой юный родственник так глубоко втягивался в игровые переживания, что мог несколько раз подряд пообедать и даже не заметить того.
То есть человек настолько поглощен иллюзорным миром игры, что тот становится для него идолом. Все силы своей души, всю свою любовь он направляет не на реальность, а, по сути, в пустоту. А когда любовь прилагают к пустоте – душа человеческая разрушается, в ней пустота и возникает. Кстати, это касается не только подростков – приходилось мне видеть и весьма немолодых людей, тратящих весь свой душевный потенциал на игры.
Да, конечно, с нашей, христианской точки зрения, такой человек поглощен страстью. Но сам он этого нередко просто не понимает, не видит. Для него это уход от опостылевшей реальности, от давящей атмосферы бездуховности, материальной наживы, всеобщего недоверия. Бумажке больше доверяют, чем живым людям. И если у человека в сердце нет Бога, если там не живет Христос, то ему нужна отдушина, где бы он мог себя, как ему кажется, реализовать, где мог бы отдохнуть от всей этой рутины.
Есть немало взрослых, которые самозабвенно играют в игры. Я знаю многие семьи, в которых эта проблема стоит острейшим образом. Мужчина, глава семьи, который имеет нескольких детей, приходит с работы и сразу садится за игры. И отрывается только посреди ночи. Есть и такое.
Конечно, если человек осознаёт, что с ним происходит – у него всегда есть шанс вырваться, преодолеть свою игровую зависимость. Увы, не все, даже понимая, что к чему, к этому стремятся. Ведь в игре они испытывают положительные эмоции, там они побеждают, а если нет – там всегда можно все переиграть заново.
– Вы именно в этом видите вред компьютерных игр?
– Духовный вред – да, в этом. Человек приучается легко относиться к тем или иным ситуациям. Ведь играя, он знает, что это не по-настоящему, что поражение в игровом бою – это не реальная пуля в реальную голову, что все можно переиграть. С другой стороны, в игре он испытывает сильные эмоции – восторг, раздражение, радость. В игре он бесстрашен – но его бесстрашие основано на безответственности.
Однако это взращенное играми бесстрашие человек переносит и в реальную жизнь – вместе с его оборотной стороной, безответственностью. Знаете, есть даже такой анекдот про заядлого игромана, который, попав в дорожную аварию, недоуменно сказал: “Ну и что? Перегружаемся и едем дальше”. Конечно, в жизни до такого не доходит, но, тем не менее, легко видеть, как люди, чья любовь к компьютерным играм переросла в зависимость, перестают чувствовать ответственность за своих близких, за свою работу, а в случае верующих – еще и за свою душу. Все это для него теряет значимость, а главным становится игровое пространство, где он – всесильный владыка, по сути – бог.
А из этого духовного вреда произрастает и вред социальный. Ведь у человека одна жизнь, один разум, одна душа. Вставая из-за компьютера, он не становится другим человеком. В нем остается все то, что возникло в процессе игры. Как он ведет себя внутри компьютерной игры – так же он будет вести себя и снаружи. У него притупляется чувство самосохранения, он с той же игровой легкостью начинает относиться к окружающим. На этой почве, разумеется, тут же возникают конфликты, потому что жизнь – не игра, в жизни то и дело приходится уступать другим, жертвовать своими интересами.
Нередко мне приходилось видеть, как такой “геймер” чем дальше, тем больше раздражается на близких – на родителей, детей, сослуживцев, соучеников. Он привык в игре, что все должно быть “по его”, а тут люди отказываются соответствовать желаемому шаблону, что-то требуют, заставляют. И человек пытается переделать своих близких, сделать их “удобными”. Разумеется, ничем, кроме регулярных скандалов, это кончиться не может.
– Но ведь это не только из-за игр бывает...
– Верно. Мы ведь, по сути, сейчас говорим о таких общеизвестных человеческих грехах, как властолюбие, себялюбие и сластолюбие. Они в той или иной мере присущи каждому, они были на протяжении всей человеческой истории. Но игровая зависимость их провоцирует. Ситуация в игре вымышленная, но чувства-то человек испытывает совершенно реальные.
– Думаете, игры хуже, чем, скажем, дурные книги или дурные фильмы?
– Да, я полагаю, что дурная игра хуже, чем дурная книга. Даже самая дурная книга все-таки дает пищу для ума, для воображения, заставляет сопереживать героям, внутри себя достраивать изображенный мир. То есть все-таки развивает творческие способности. Игра этого лишена, там все дано в окончательном виде. К фильму это тоже относится, но все-таки и книгу, и фильм мы воспринимаем со стороны, мы не являемся участниками этой вымышленной жизни. А в игре происходит почти полное отождествление игрока с игровым персонажем. Компьютерная игра дает человеку возможность предаться одному из самых страшных пороков – жажде власти. Мне кажется, это куда вреднее, чем самые дурные книги и картины.
– Судя по Вашим словам, Вы под компьютерными играми понимаете исключительно “стрелялки”. Но есть же и совершенно безобидные, неагрессивные игры. Например, “квесты”, где герой бродит и решает разные задачи на логику и эрудицию...
– Разумеется, нельзя все игры грести под одну гребенку. Есть более вредные, есть менее. Но я не знаю ни одной игры, которая была бы безусловно полезна. Любая игра заставляет человека провести немало времени перед монитором, отключившись от реальности. А сколько за это время можно сделать, прочитать, посмотреть... Да, есть игры, развивающие эрудицию, но я не думаю, что это лучший способ самообразования. Поймите, я не отрицаю игру как таковую, особенно применительно к детям. Ребенок познаёт мир в игре. Нужно ли с детьми строить зайчиков из кубиков? Конечно, нужно. Это развивает. Но заметьте – из реальных, физических кубиков, которые ребенок держит в руках. Куда полезнее, чем манипулировать картинками на экране.
Кроме того, оценивая пользу или вред конкретной игры, нельзя зацикливаться только на одном каком-то параметре. Например, игра развивает логическое мышление. Но попутно она развивает и тщеславие, и раздражительность, и чувство зависимости. Я не знаю таких игр, польза от которых перевешивала бы вред.
foma.ru
|
Категория: Для родителей | Добавил: Юлия (23.06.2009)
|
Просмотров: 2064
|
| |
| | |
|
Онлайн всего: 5 Гостей: 5 Пользователей: 0
|